Форум » История » История казачества в Сургуте » Ответить

История казачества в Сургуте

dankovkazak: «… СЛУЖУ Я В СУРГУТЕ В КАЗАКАХ» Только казачьи дети не получали казенного жалованья. При этом под казачьими детьми понимается особая категория людей, потомки казаков, достигшие «совершенных лет», но по какой-либо причине не зачислены на службу. Имелся еще, конечно, воевода со штатом помощников. При церкви Рождества богородицы (две другие сургутские церкви – старая и новая Троицкие – сгорели в 1700 году) состоял небольшой церковный клир. Других постоянных «насельников» ни в городе, ни в уезде не было. Часто появлявшиеся здесь торговые, промышленные и гулящие люди надолго не задерживались; продав привезенные товары, закупив пушнину и рыбу, закончив промысел в данный сезон, они покидали суровый Север, возвращались «к Руси», в Тобольск, Туринск и другие места. Численность городовой казачьей команды на протяжении XVIII века менялась, что отчасти определялось изменениями штатного расписания. Первые в XVIII столетии штаты сибирских казаков были утверждены в 1703 году судьей Сибирского приказа А. А. Виниусом, и действовали они до 20-х годов того же века, когда на основе проекта сибирского губернатора князя М. В. Долгорукова центральные власти составили новое «росписание» городовым командам. Если штаты начала столетия определяли численность сургутской команды в 150 человек, то штаты 1725 года – в 171 человек. Очередная реформа казачьих штатов произошла в 1737 году, причем утверждены были при этом «расписания» рядовым служилым. Штаты же казачьей старшине власти определили спустя довольно длительное время – лишь в 1751 году; таким образом, состав сургутской команды наконец-то был окончательно уточнен. Ей надлежало состоять из 126 рядовых казаков, сотника, 3 пятидесятников, прапорного, писаря, 5 капралов, 2 барабанщиков и пушкаря. Правительство пошло на сокращение числа городовых казаков на Обском севере в связи с острой нехваткой служилых людей на южной границе, необходимостью укомплектования частей регулярной армии. В 1737 году 9 сургутских казаков оказались переведенными в драгуны и солдаты, в 1783 году – 7 казаков. В конце 30-х годов XVIII столетия по указу взято из Сургута в Ямышевскую крепость 4 казака. В 1747 году были сформированы команды из городовых казаков, которых затем отправили на Колыванскую и Новую Ишимскую укрепленные линии; определили из сургута послать в эти команды 65 человек. Сургутская воеводская канцелярия жаловалась в 1749 году в губернскую канцелярию, что «за высылкой в Барнаул» в Сургуте числится всего 96 служилых. Между тем с 1749 по 1760 годы по указу губернского начальства «выбыло без возрату» на Колыванскую и Кузнецкую линии «для устроения форпостов и протчего» еще 40 сургутских казаков. Вообще все посланные казаки так и остались жить на южных пограничных линиях. В XVIII – первой половине XIX века шли беспрерывные споры между гражданскими и военными властями по поводу перевода всех сибирских городовых казаков на южные линии, чтобы «привесть» последние в «безопасное состояние». Губернская администрация Тобольска, однако, успешно противостояла этому, заявляя, что «по обширности сибирской губернии и окружении жителей из диких народов по городам без казаков обойтись нельзя». Следует отметить, что действительное количество казаков в Сургуте обычно не соответствовало штатным установлениям. Так, в 1725 году здесь находилось по службе 177 человек; к началу 40-х годов команда команда насчитывала 162 человека. По ведомости 1762 года сургутская городовая команда включала прапорного, пятидесятника, писаря, 4 капралов, 2 барабанщиков, пушкаря и 94 рядовых казаков. Уже через год в Сургуте имелось 116 рядовых казаков, пушкарь, 2 баранбанщика, 3 капрала, писарь, прапорный и пятидесятник. В дальнейшем штаты не менялись, но действительная численность сургутской команды в разные годы оказалась различной. Так, на конец 1792 года она состояла из 158 человек, в том числе 1 сотника, 6 пятидесятников и 151 рядовых. К началу же XIX века состав команды выглядел следующим образом: сотник — 1, пятидесятников — 3, прапорный — 1, писарь — 1, капралов — 5, барабанщиков — 2, пушкарь — 1, рядовых казаков — 126. Ситуация объяснялась тем, что местные власти руководствовались при укомплектовании команды, с одной стороны, штатным расписанием, а с другой — реальной потребностью в служилых людях. Влияла и демографическая обстановка: годы, в которые штат оказывался полностью заполненным, и часть пришедших в «совершенные лета» казачьих детей должна была служить «сверх штата», сменялись годами, когда казаков в городе не хватало и некого было определять на вакантные места. В XVII столетии сургутская команда возглавлялась атаманами. В городовом списке 1701 года указывается, что атаман Алексей Торопчанинов умер в 1698 году, «а в ево место в атаманы по 1702 год нихто не поверстан»; атаман Яков Батолин умер в 1701 году, и «в ево место» также «нихто не поверстан». В январе 1705 года бил челом на имя государя сургутский десятник Андрей Торопчанинов. Он писал, что его отец служил в Сургуте «всякие государевы службы», в том числе 15 лет был на должности атамана, а сам он с 1683 года служит в десятниках «безпорочно». «А в прошлом, государь, 1702 году, — продолжал челобитчик, — будучи на Москве, сургуцкой десятник казачей Петр Батюшков бил челом тебе, государь, чтоб ему быть на месте отца моего в атаманах, а в челобитье своем он, Петр, меня и брата моего Петра утаил. Да в том же своем челобитье написал, будто он, Петр, посылай был на Красной Яр, а он, Петр, в том году и в службе не был и пришел в Сургут не в давных летах...». Батошкова, по словам челобитчика, «по тому ложному челобитью» поверстали в атаманы. Торопчанинов просил Батошкова «отставить», а атаманом велеть быть ему, Андрею. Добиваясь своего, челобитчик указывал на серьезные проступки Батошкова по службе. Так, в 1702 году ему было доверено отвезти из Москвы в Сургут «служилым людем на жалованье деньги и товары», и он «пьянством своим, везучи дорогою, подмочил и погноил». Кроме того, «будучи в Васьюганской волости ясашным зборщиком», Петр опять-таки «пьянством своим» «тое Васьюганскую волость от Сургута от платежу ясаку отогнал и... ясачным людем чинил разорения». Челобитную Торопчанинов подал в Сибирский приказ, поскольку находился в это время с казаками Тимофеем Тарасовым и Афанасием Кайдаловым в Москве. Когда Тарасова и Кайдалова попросили прокомментировать заявление десятника, они высказались в пользу последнего. «Сургуцкой-де десятник Андрей Торопчанинов, — свидетельствовали казаки, — человек доброй... служит беспорочно, а атаман де Петр Батошков пьет безобразно». В Сургут Батошков, по их словам, переехал из Кетского острога и, хотя «с сургуцкими-де служилыми людьми... на Красном Яру он был, только в то число в казачью службу не поверстан». Обращение Торопчанинова позволило Сибирскому приказу обнаружить, что атаман в Сургуте существует в нарушение штатного расписания. «А по розметным тетратем, каковы розметал... Виниюс в 1703 году, — говорилось в решении приказа, — написано: в Сургуте атаманам быть не велено, а велено быть сотником 2 человекам». Петра Батошкова предписывалось «от службы отставить», а Торопчанинова определить в сотники. Ни в одном из последующих штатов должности атамана в Сургуте не предусматривалось. Однако на практике атаман был — им назывался один из казачьих старшин. Прапорщик Таврило Проводников, например, даже в официальной переписке рекомендовался «атаманом». Что касается жалованья, то в начале XVIII века оно выплачивалось деньгами, хлебом и солью. Согласно городовому списку 1701 года, оклад атамана (сотника) составлял 10 руб. деньгами, 5 четвертей ржи, 2 четверти овса и 3 пуда соли. Десятник получал 5 руб. с полтиной деньгами, 4 четверти ржи, 2 четверти овса, 1, 5 пуда соли; столько же хлеба и соли получал и рядовой женатый казак, но денежный его оклад равнялся 5 руб. 25 коп. Холостому рядовому казаку платили тот же денежный оклад, что и женатому, ржи же ему полагалось 3 четверти, овса — четверть, соли — пуд с четвертью. Пушкари, казенный кузнец, заплечный мастер были в равном положении с рядовыми женатыми казаками. На втором месте после атамана (сотника) по окладу жалованья находился толмач — он получал в год 7 руб. 25 коп. деньгами, 4 четверти ржи, 3 четверти овса, 2 пуда соли. Не случайно, что за эту должность, как и за должность атамана (сотника) велась борьба. Оклады жалованья долгое время не менялись. Согласно приходо-расходной книге Сургута за 1717 год, в этом году всей команде (178 чел.) было I Выплачено 1402 четверти овса, 267 пудов 19 гривенок соли. Ржи никто не цолучил, поскольку казне не удалось обеспечить ее доставку в город. Денежное же жалованье выдавалось казакам товарами. Кстати, такая практика, когда вместо денег (всей суммы или части ее) служилые получали сукна, кожу, выбойки, парчу, олово, медь и другие «русские и эркецкие» товары, имела место и в 40-е годы XVIII столетия. Так, в 1741 году половина цнежного жалованья (1146 руб. 38,5 коп.) сургутским казакам была выплачена товарами, а другая половина — деньгами. Вместо ржи часто казаки получали ржаной солод, крупы, толокно. Соляное жалованье с 30-х годов отменялось.

Ответов - 14

осавул: А когда их распустили? В конце 18-го века,наверное. В начале 90-х годов организация сургутских казаков была одной из самых сплоченных в Союзе казаков. частенько мы встречались на разных мероприятиях.

Партизанъ: В фонде РГВИА по Казачьему отделу Главного Штаба мне попадались за 1912-13 годами дела по жалобам городовых казаков Дальнего Востока, при чем мелькали звания "десятник" и "полусотник". Так что на Дальнем Востоке отголоски городового казачества сохранялись до самой революции

осавул: 1912-13 год? Городовое казачество??! Петрович, если эту тему поднять? А то у нас много потомков городовых казаков. и вроде они уже какие-то не те(хотя где сейчас Те-то?..).Вот бы статью по теме городовых нач.ХХ века!


dankovkazak: Партизанъ пишет: В фонде РГВИА по Казачьему отделу Главного Штаба мне попадались за 1912-13 годами дела по жалобам городовых казаков Дальнего Востока, при чем мелькали звания "десятник" и "полусотник". Так что на Дальнем Востоке отголоски городового казачества сохранялись до самой революции А не подскажете, у каких именно городовых казаков такое было? Енисейцы, якутские, красноярские, казаки Охотской казачьей команды, курильцы-сахалинцы-камчатские? P.s. в Гражданскую вроде был такой сибирский казак - есаул Сургутский.

dankovkazak: Кстати, вот что интересно. Среди потомков городовых казаков центрального черноземья дольше всего сохранили за собой казачье самоназвание казаки Новосильского уезда (ранее входившего в Тульскую губернию, сейчас - Орловская область). В некоторых этнографических сборниках они так и фигурируют "новосильские казаки". Об этом можно прочесть у Зеленина в его "Великорусских говорах" (1913 года), где тема по новосильским казакам выделена в отдельный раздел. http://rapidshare.com/files/151819155/_______________________________________________________________________________________1913_.pdf.html Скачивать так: заходим по ссылке и кликаем на шнягу Free user. Затем трэба чудок подождать (с минуту), пока ссылка сгенерируется - и нажимаем Download. После этого скачиваем

Партизанъ: К сожалению я тогда занимался другими проблемами и не стал брать эти дела. Вот что пишет В. Демин на сайте "Воскресение" "Приказом N 46 от 13 марта 1861 года Военного министра о причислении к Сибирскому линейному казачьему войску Томского городового казачьего полка заканчивается формирование городовых казаков. Так они остались в прошлом." Я сейчас пересмотрю старые записи и попытаюсь восстановить хотя бы номера дел. Но это точно фонд 400, кажется опись 25 (Ау, Роман Будкин).

Партизанъ: Вот. Свод законов Российской Империи. т.2 Учреждение гражданского управления казаков. Издание 1915 г. п.2 (стр 5) Управление Якутских городовых казаков, расположенных в Якутской и Приморской областях и Камчатской казачьей команды образуется на основании правил, при сем приложенных прим. В 1822 году в состав Якутского полка обращены команды Якутская, Охотская и Рижигинская.

осавул: Предлагаю, в целях продолжения традиций, отправить в полном составе: Центральное Войско - в Якутскую, а Резервное - в Приморскую область,МОлОКО - на Камчатку. Новые войска в Империи создавались там, где они нужны - а на Востоке у нас сейчас безлюдье, вот всех и туда! Данковказака и Лепехина сделать советниками при губернаторах Якутской обл. и Приморья, для поддержания традиций.

dankovkazak: осавул пишет: Данковказака и Лепехина сделать советниками при губернаторах Якутской обл. и Приморья, для поддержания традиций. А що, я согласен. А вот Лепёхина придется силком тащить Кстати, он тут заявил, что некоторые якутские казаки были выходцами из Дедилова!

осавул: Лепехина-то уговорим. А вот ЦКВ, РКВ, и МОлОКО будут упираться на четыре копыта.Не для того ведь создавались,чтоб реальную службу нести!

парась:

dankovkazak: осавул пишет: Лепехина-то уговорим. А вот ЦКВ, РКВ, и МОлОКО будут упираться на четыре копыта.Не для того ведь создавались,чтоб реальную службу нести! Ясное дело. Они ведь тут на пригретом месте сидят, пятая точка в тепле - и ладно

Шимбздонян: Служил там, помню

Шимбздонян: В армии т.е.



полная версия страницы